: :Пресса

Путешествие в Землю Обетованную.

18.08.2004

Александр Савонь, Рига-Хайфа-Рига.

Израиль... Название страны с выраженным оттенком библейской истории и горьким привкусом террористических взрывов... Некоторые мои знакомые сказали, что надо обладать известным мужеством, чтобы поехать в Израиль в столь смутное время. Но подводного охотника хлебом не корми (лучше рыбой), дай понырять и поохотиться в новых местах. Особенно если прозрачность лучше латвийской в 5-10 раз, да и без рыбы не останешься.


Пару лет назад, на соревнованиях в Норвегии, нам, латвийским спортсменам - подвохам, довелось познакомиться с Израильской командой и главным (а зачастую, и единственным) её участником Сергеем Киркуновым. С тех пор переписка по Интернету и редкие встречи на соревнованиях европейского уровня укрепили нашу дружбу и Сергей настойчиво приглашал к себе понырять-поохотиться, обещав обеспечить и жильём, и машиной, и интересными местами нырялок. Забегая вперёд скажу, что слово своё он сдержал, даже более того. Март в Латвии - не самое лучшее время года для ныряльщиков. Легко поддавшись на уговоры, мы - Александр Савонь и Андрей Борисов, отложив в сторону дела, с удовольствием и некоторой опаской погрузились на самолёт польской авиакомпании LOT и отправились покорять подводные просторы далёкой, хоть и БЛИЖНЕ-восточной страны. Перелёт через Варшаву не принёс каких-либо трудностей. Единственно, по дороге туда пришлось провести около 8 часов на транзитном терминале среди duty-free магазинчиков в ожидании рейса на Тель-Авив. Но мы без проблем скоротали время игрой в шахматы и чтением книг. С питанием тоже не было проблем - авиакомпания LOT (за что ей отдельное спасибо) выдала нам ваучеры на обед и ужин в аэропортовском ресторанчике. Наконец, без пяти минут полночь, объявили посадку.


Тель-Авив встретил нас пальмами и цветущими деревьями непонятной для нас породы. Не скажу, чтобы было жарко, скорее тепло. При проверке наших паспортов, выяснив, что мы в Израиле первый раз, нас переправили на собеседование к иммиграционной службе. Здесь девушка симпатичной израильской наружности, но очень строгая, долго выясняла к кому мы приехали, зачем, надолго ли, бывали ли мы ранее в арабских странах, чем собираемся заниматься, куда поедем, где будем жить и так далее. Говорят, если иммиграционной службе что-либо не понравится, развернут в аэропорту и улетишь назад тем же самолётом, несмотря ни на какие визы и бумажки. Шуток они тоже не понимают, поэтому с ними надо вести себя корректно и спокойно. Выведав у нас телефон нашего встречающего, девушка позвонила ему, и поговорив с ним несколько минут, поставила в паспорт разрешающий въезд штамп со сроком две недели (хотя у меня, как гражданина, въезд безвизовый, а Андрей в Риге оформил визу на 3 месяца). Но мы дольше и не собирались там быть. Выйдя из здания аэропорта встретились с Сергеем, который уже давно ожидал нас у выхода и отправились к месту нашей дислокации - в город Хайфу, за 100 км на север от Тель-Авива. По дороге обменялись "приветственными речами" и выведали обстановку на море.


Поселились мы у знакомого Сергея - Андрея (в Хайфе много русскоязычных иммигрантов, там их всех называют "русаками"). Андрей живёт один в 3-комнатной квартире и сказал, что пара человек его не стеснит. Надо отметить, что в Израиле работают очень много, иногда по12-14 часов в день. Здесь только один выходной - суббота, или шабат по-местному. Воскресенье - такой же рабочий день, как и другие. Хозяина квартиры, Андрея, мы видели редко. Он приезжал примерно через 1,5-2 суток на 4-5 часов принять душ и постираться, потом снова уезжал. После наших первых охот, когда мы стали готовить обеды, да не из замороженных полуфабрикатов, а из свежайшей рыбки и других морепродуктов, мы отметили, что хозяин стал появляться дома значительно чаще.


Несколько непрывычно для нас было не обнаружить естественных для наших широт радиаторов отопления. Да и окна предназначены были не для защиты от холода, а исключительно от жары - с наглухо закрывающимися жалюзи и одинарным стеклом. Да и привычные в наших квартирах деревянные полы здесь были мраморными или каменными. Кстати, горячую воду здесь получают, нагревая её солнцем в специальном бойлере на крыше.


Сергей предоставил в наше распоряжение машину, и мы, несмотря на бессонную ночь, поскорее отправились к морю. Всё таки подводная охота - это, наверное, болезнь! Сергей показал места подъездов, сказал как надо отвечать возможным катерам пограничников или полиции и первым отправился в море. Мы с Андреем, облачившись а гидрокостюмы, последовали за ним. Прибойные волны почти сразу раскидали нас друг от друга, поэтому дальнейшая нырялка происходила индивидуально. По словам Сергея, за рыбой надо было плыть "на дальний кордон" - на риф, или каменную гряду, примерно в 800-1000 метрах о берега. Поскольку волнение на море было довольно значительным, видимость под водой была совсем не высокой по местным меркам - около 4-5 метров. Это на глубине 12-14 м. Но даже на такой глубине песок между камнями закручивало в небольшие вихри и небольшая рыба была зашугана. Отплавав часа три, возвращаюсь к берегу с небольшой рыбкой, чтобы выяснить её название и съедобность. Аккуратно прохожу полосу прибоя (чтоб не размазало о прибрежные скалы). Мои товарищи уже давно вылезли из воды - Андрея с непривычки немного укачало, а Сергей выйдя из воды сказал, что здесь при таком волнении не охотятся и уехал по своим делам. Ну что ж! Первый блин, как и положено, комом!


Не-е! Что вы ни говорите, а цветущие апельсины, мимоза и другие малознакомые нам растения ого-го как поднимают настроение! Особенно когда вспомнишь, что у нас в Латвии снег, грязь и слякоть! А здесь солнце, тепло, в магазинах обилие свежих фруктов, в том числе и экзотических, которые мы иногда и не знали, с какой стороны кусать. Цены на продукты, да и услуги тоже, здесь немного выше, чем в Латвии. Бензин А-95 стоит 1 доллар. В так называемых русских магазинах можно купить всё, по чему соскучился - начиная от сгущёнки и до рижских шпрот. На входе в крупные магазины стоят охранники, просматривающие содержимое сумочек и прозванивающие посетителей металлоискателями на предмет террористических предметов (оружия и взрывчатки). Это, да ещё наличие на улицах большого количества людей в форме и с оружием, только и свидетельствовало об "антифаде". Нас на улицах никто ни разу не останавливал и ничего не проверял. Взрывов и выстрелов за всё время пребывания в Израиле мы тоже не слышали (не считая новостей по телевизору). Да и совсем не хотелось их услышать!


Повстречались на берегу с "профессиональными" подводными охотниками, которые стреляют рыбу с аквалангами, продают её и тем зарабатывают себе на жизнь. Не сказал бы, что их уловы были больше наших! Скорее даже совсем наоборот. Рыба всё-таки боится пузырей выдыхаемого воздуха, выходящих из акваланга. Надо отметить, что подводная охота в Израиле разрешена повсеместно в море, но без акваланга. Но на эти нарушения все смотрят сквозь пальцы. Видимо, главное для государства - борьба с палестинскими террористами. Во время нашего пребывания у одного из таких охотников акула-молот сожрала подстреленную рыбу, которая болталась на буйке.


На следующий день море стало поспокойнее, и мы отправились понырять в надежде на лучшую видимость. Надя (в смысле надежда) нас не подвела и прозрачность увеличилась аж до 12 метров, что существенно увеличило наши уловы. Температура воды + 16-17 градусов. Как я уже отмечал, в основном охота происходила на каменных грядах-рифах на глубинах 9-14 метров. Обязателен фонарик, так как при приближении охотника рыба прячется в расщелины и гроты, в которых увидеть её без фонаря не представляется возможным. Зачастую рыба приличных размеров забивается в такие небольшие щели, что диву даёшься, как она туда влезла!? Иногда даже боком или к верху брюхом! Один раз, подстрелив групера кило на пять, я не успел перехватить его и он влетел в какую-то щель, затащив с собой половину моего гарпуна, вторая половина торчала наружу. Я 39 минут нырял к этому месту, пытаясь вытащить непослушную рыбину из её укрытия. В конце уже отчаялся и хотел отрезать гарпун и плыть на берег за запасным, но подумав, сколько я потеряю времени (до берега плыть минут 40-45, потом обратно на риф), решил попробовать выдернуть хотя бы гарпун. С трудом мне это удалось, а раненая рыба осталась в своей пещере. Это был хороший урок и в последующем я старался не дать подбитой рыбе уйти в укрытие. Как она там распирается я уже знал. Основная наша добыча - каменный окуни, или мероу, или по-местному, локус. Попадались так же "пижамы", карагозы, горбыли и "свиньи". Кроме рыбы встречались нам и другие обитатели морского дна. Например, странной формы лобстеры, у которых сзади всё как у нормальных лобстеров, а главные клешни трансформировались в подобие костяных пластин. Что он делает этими видоизменёнными клешнями мне было не понятно. Надо будет посмортеть в Интернете. Зато вкус у них вполне как у нормальных лобстеров. Одним очень даже можно поужинать достаточно прожорливому (как я) мужчине. Андрей, как менее прожорливый, своего так и не съел, оставил на завтрак. Отведали так же местных двустворчатых моллюсков. Встречались с огромными - размером с капот автомобиля - черепахами. На одной Андрей даже покатался, несмотря на её недовольство и щёлкающий клюв. Иногда в щелях попадались мурены, конгеров не видели ни одного. Зато какие здесь скаты... Это уже не капот, это уже целый автомобиль! Поскольку отличаются местные скаты привычкой драться электротоком, мы с ними в близкий контакт на всякий случай не вступали. Осьминоги здесь довольно крупные. Одного на три кило я вытащил, вспомнив, что мне говорили об их высоких вкусовых качествах. Но как мы его ни готовили, всё равно (кроме головы) он был резиновым, поэтому в последствии мы осьминогов не трогали. Лишняя рыба с удовольствием покупалась у нас местным населением по цене около 10 евро за килограмм, что позволяло нам не тратиться на бензин и продукты.


Пока мы резвились на просторах Средиземного моря, Сергей подготовил нам поездку в Эйлат, на Красное море - "мекку" любого подводника. Охота на Красном море запрещена, поэтому ружья мы оставили в Хайфе, взяли только снаряжение для ныряния и фотоаппараты. Преодолев 450 км через пустыню, делая остановки в придорожных кибуцах - местных коммунах, добрались до Эйлата. Тот, кто первый раз плавает в Красном море испытывает настолько сильные чувства восхищения, что не поделиться ими нет никакой возможности! Тёплая (+22 градуса), прозрачная (15-20 м) вода манит к себе как магнитом. Облачившись в комплекты № 1 (маска, трубка, ласты) мы надолго уходим в море. Поскольку берег здесь довольно крутой, вся живность в виде корралов, рыб, черепах, осьминогов и прочих тварей сконцентрирована на небольших глубинах (2-8 метров) у берега. Выгоняет нас из воды только сгущающаяся темнота. На следующий день, дополнительно одев лёгкие костюмы, снова отправляемся в родную стихию набираться впечатлений! Забираемся в густонаселённые рифы у берега - местный заповедник. К нам подплыл вплавь охранник и сказал, чтобы мы немедленно сняли перчатки и не появлялись здесь с ножами - чтобы не было соблазна что-нибудь схватить или отломать. Вдоволь наплававшись, усталые, но довольные вышли на берег. Описывать красоты Красного моря - дело неблагодарное. Это надо видеть! Кстати, здесь мы поставили личные рекорды по нырянию в глубину. Лично мне удалось погрузиться (и судя по тому, что я это пишу, всплыть) на глубину 30,9 метра, которую зафиксировал подводный компьютер. На обратном пути заскочили на Мёртвое море. К сожалению, поплавать в нём не было времени, но воду потрогали и палец лизнули. Купающийся народ на воде не только лежал, как хотел, но и стоял в воде по грудь, как поплавок - настолько плотная вода. Даже по виду она немного напоминает глицерин.


В предпоследний день нашего пребывания на родине множества религий Сергей приготовил нам поездку на озеро Кинерет, в 70 км от Хайфы. Из этого огромного озера снабжается пресной водой почти весь Израиль. Погода благоприятствовала, прозрачность в озере - около 3 метров, температура воды + 16 градусов. По совету местного "подвоха", Феди, я отправился искать крупные экземпляры карпов на глубины под 10 метров. Поныряв и полежав в засадах в общей сложности около часа и не увидев ни одного хвоста, решил передислоцироваться ближе к берегу, где по моим мыслям, в затопленных деревьях, обязательно должна была быть рыба. И я оказался прав! Я, наверное, ни разу в жизни не встречал так много крупной рыбы. За 1,5 часа мы с Андреем настреляли около 30 кг рыбы каждый, при этом это было "всего" 6-8 рыбин! Сомы, если аккуратно и тихо лечь на дно, подходили и просто заглядывали в маску! Карпы кружились стаями! Экземпляр в 3 кг уже не впечатлял! "Позови-ка дедушку",-говорил я таким. Пеленгасы (род кефалевых) носились небольшими стайками, иногда достигая 4-5 кг. Да-а! Такой охоты у меня не было никогда. К слову сказать, часа через полтора первый азарт проходит и начинаешь вдумчиво искать действительно трофейные экземпляры, распугивая 2-3 килограмовую "мелочь". Но к этому времени уже мешает полный кукан! Местный Федя брал здесь карпов на 22 кг. И я ему верю на 100%!


Последний день мы отвели на промывку и просушку снаряжения, покупку сувениров и подарков и посещение местных достопримечательностей - пещеру Илии Пророка, средневековой крепости в Акко (населённой людьми, кстати), Бахайский храм и других. Коротко о снаряжении: я плавал по 5-7 часов в гидрокостюме BEUCHAT Mundial Equipe 5,5 mm, ружьё резинка Imersion Concept Pro 75 cm (в том числе и на озере), ласты длинные Tigullio (термопласт), маски Sporasub Aspic и H.Dessault типа Samuraj. Резиновый пояс с грузами в 8,5-9 кг (солёность воды в Средиземном море 3,9 г/л). Один день поплавал в Средиземке в костюме Cressi Sub Supercompetition 3,5 mm с напылением, замёрз через 2 часа (напомню, температура воды +16+17?С) В итоге можно сказать - поездка удалась! Ещё как! Огромное спасибо нашему другу и "опекуну" Сергею Киркунову из Хайфы, что устроил нам замечательные каникулы.

: :Фотоотчёт С. Вахтин


Notice: Undefined index: data in /home/lzsf/public_html/themes/default/includes/_/removegalfromarticle.tpl on line 1

Последние статьи: